Требования по маркировке мясной продукции
Подходить к маркировке мясной продукции нужно с максимальной ответственностью. В данной статье мы рассмотрим основные требования при составлении информации на этикетке, пункты которые обязательны для вынесения на этикетку, тонкости и нюансы оформления этикеток.
При нарушении требований маркировки пищевой продукции, может ввести потребителя в заблуждения, и грозит наложением административного штрафа как на должностное лицо, а также на юридическое. Помимо этого также возможно наложение ареста на продукцию и передача ее на ответственное хранение до завершения административного делопроизводства.
Маркировка пищевой продукции согласно Техническому Регламенту Таможенного Союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», должна включать в себя следующую информацию:
1. Наименование пищевой продукции
Наименование пищевой продукции должно позволять идентифицировать продукцию, характеризовать свойства мясной продукции, а также исключать наименования способные ввести потребителя в заблуждение.
Как правило, название складывается из вида продукции (например: Вареные колбасные изделия, рубленные полуфабрикаты, колбасы из термически обработанного сырья и т. д.) фантазийного или общее принятого названия (например: Варено-копченая колбаса "Особая"), термическом состоянии мясной продукции (охлаждённого или замороженного), а также категории в соответствии с видом продукции.
В итоге получаем конечное наименование пищевой продукции: Варено-копченое колбасное изделие. Колбаса "Особая". Охлажденная. Категории Б.
При этом при формировании названия продукции необходимо соблюдать требования ГОСТ 34397-2018 "Мясная продукция. Оценка тождества и сходства до степени смешения придуманных названий".
2. Состав пищевой продукции
Все ингредиенты используемые при производстве мясных продуктов подлежат вынесению их в состав пищевой продукции, за исключением: технологических вспомогательных средств, веществ которые удаляются в процессе производства, и некоторых других.
Все компоненты состава продукции указываются в порядке убывания их массовой доли.
При вхождении в состав много-компонентных ингредиентов, таких как например комплексные пищевые добавки, панировочные сухари, сыры или другие ингредиенты, для них также в скобочках указывается состав в порядке убывания доли входящих в них компонентов.
Для пищевых добавок для нее должно быть указано технологическое назначение, например регулятор кислотности, и далее приведено название пищевой добавки или ее индекс.
Для некоторых видов мясной продукции, например для пельменей, указывается состав отдельно пельменного теста, и отдельно начинки (фарша).
Состав варено-копченой колбасы "Особая" может иметь следующий вид: свинина, говядина, шпик, мясо механической обвалки птицы, вода, нитритно-посолочная смесь (соль поваренная, фиксатор окраски – нитрит натрия), соль поваренная пищевая, комплексная пищевая добавка (сахар, мальтодекстрин, регулятор кислотности E451i, E450ii, E450i, E430iii, усилитель вкуса и аромата Е621 и Е635, антиокислитель Е316, экстракты специй: мускатного ореха, перца черного и белого, кардамон, масло черного перца и мускатного ореха).
3. Количество пищевой продукции
На этикетке пищевой продукции указывается количество упакованной пищевой продукции. Для мясной продукции как правило в граммах, или килограммах.
Для фасованной пищевой продукции норма допустимых отклонений массы регламентируется в соответствии с ГОСТ Р 8.956—2019.
4. Дату изготовления и срок годности
Указывается фраза "дата производства" (или дата изготовления, изготовлено и упаковано) и далее фактическая дата изготовления пищевой продукции согласно следующим рекомендациям:
указывается время производства, число, месяц и год при сроки годности продукции менее 72 часов;
указывается число, месяц, год при сроке годности продукции более 72 часов и менее 3х месяцев;
Указывается число месяц год при сроке годности три и более месяца.
Срок годности пищевой продукции указывается аналогично дате изготовления в зависимости от срока годности продукции(до 72 часов, до трех месяцев, более трех месяцев).
Также для продукции упакованной в вакуумную упаковку или упаковку с модифицированной газовой атмосферой рекомендуется указывать срок годности после вскрытия упаковки.
5. Условия хранения продукции
Для пищевой продукции указывается температурные диапазоны хранения, и параметры относительной влажности воздуха.
Например «Условия хранения при относительной влажности воздуха 70% - 80% и температуре от 0 С до 6 С».
6. Наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции
На маркировке обязательно наименование юридического лица, указывается фактический адрес производства.
При несовпадении адреса производства и юридического адреса, на маркировке указывают также юридический адрес.
7. Рекомендации и или ограничения по использованию пищевой продукции
Для продукции которая полностью готова к употреблению указывают фразу «Продукт полностью готов к употреблению», если продукция требует дополнительной термической обработки необходимо указать «продукт требует дополнительной термообработки», а также при необходимости можно указать варианты и способы приготовления пищевой продукции.
Также стоит указать информацию относительно содержания в продукте аллергенов, или пищевых добавок которые не допустимы для употребления людьми с индивидуальной непереносимостью (например лактозы или глютена).
8. Показатели пищевой ценности
При заполнении информации о содержании белков, жиров и углеводов руководствуются ТР ТС 022 Приложении 3. При содержании БЖУ менее 0,5 г на 100 грамм продукта указывается значение до десятичного знака (например: содержание углеводов 0,1 г).
При содержании БЖУ в продукте от 0,5 до 10 г указываются округленные до ближайшего значения с кратностью 0,5 (например: фактическое содержание белка в продукте 9,37 г, на этикетке выносится 9,5 г).
При содержании БЖУ в продукте более 10 грамм, указываются округленные значения до ближайшего целого числа.
9. Показатели энергетической ценности
Для заполнения информации об энергетической ценности используют таблицу с коэффициента пересчета энергетической ценности согласно приложению №4 ТР ТС 022.
Согласно которой используются следующие данные:
Белок 1 грамм = 4 ккал = 17 кДж;
Углеводы 1 грамм = 4 ккал = 17 кДж;
Жиры 1 грамм = 9 ккал = 37 кДж;
Пищевые волокна 1 грамм = 2 ккал = 8 кДж.
Также согласно приложению №3 ТР ТС 022 применяются правила округления энергетической ценности.
Согласно которым энергетическая ценность менее 1 (ккал/кДж) указывается 1.
От 1 до 5 округляется до ближайшего целого числа.
от 5 до 100 округляется до ближайшего целого числа кратного 5.
Свыше 100 округляется до ближайшего целого числа кратного 10.
Примечание:
При указании информации о пищевой и энергетической ценности для мясной продукции необходимо также руководствоваться ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" раздел XI с изменениями от 7 апреля 2024 года.
В частности в данном разделе указаны допустимые пределы фактических отклонений от значений выводимых на этикетку.
Так содержание белка должно быть не менее 80% от значения указанного в маркировке продукции.
Содержание жира, углеводов, пищевой и энергетической ценности должно быть не более 120% от значения указанного на маркировке пищевой продукции.
10. Сведения о наличии в продукции ГМО
При использовании при производстве мясной продукции ингредиентов с применением генетически-модифицированных организмов, необходимо указывать на этикетке фразу "продукция полученная из генное-модифицированного сырья".
11. Единый знак обращения на рынке (ЕАС)
Знак обращения ЕАС размещается при маркировке пищевой продукции в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711.
12. Нормативно-техническая документация
Также на этикетке необходимо указывать нормативно-технический документы в соответствии с которым выпускается мясная продукция это может быть ГОСТ или технические условия.
В одной из следующих статей, будет выложен пример макета этикетки для пищевой продукции «Колбаса варено-копченая «Особая». Охлажденная. Категории Б».
Также в рамках развития темы организации маркировки и документального сопровождения выпуска продукции будет представлен вариант спецификации на пищевой продукции, которая поможет проходить проверки, аудиты, а также облегчит выход в федеральные и региональные торговые сети.
Понравиласть статья? Оцените её поставив соответствующую звездочку. Хотите получать ссылки на новые статьи на электронную почту "Подпишитесь на новости".
Внимание!!! При цитировании текста статей и использовании любых материалов с портала "Мясо. Мясопродукты. Пищевые технологии." ссылка на сайт https://foodteh.ru/ обязательна .